Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетними
Проблема наркозависимости, особенно среди детей и молодежи, с каждым днем приобретает все большую актуальность. По оценкам экспертов, в настоящее время численность населения страны, потребляющего наркотики, составляет 4 млн. человек. Наркомания становится серьезной угрозой генофонду нации, национальной безопасности России. Практика показывает, что эффективность краткосрочных курсов лечения от наркозависимости не превышает 5-7%, а долгосрочных программ медико-социальной реабилитации больных наркоманией – 30-35%. Низкая эффективность мер лечения больных наркоманией подтверждает мнение специалистов, что основным направлением в антинаркотической стратегии государства должна стать профилактика наркозависимости.
Таким образом, реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревающая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуального осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические мероприятия должны опираться:
на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
на формирование у детей и молодежи, а также лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная, и третичная профилактика);
на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).
Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом и включит в себя усилия как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и движений.
Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании являются:
изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которые реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
обеспечение у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема ПАВ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;
внедрение в образовательной среде педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков;
Первичная профилактика ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья. Цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Ключевым элементом в системе первичной профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи должны стать школы и ВУЗы, т.к. в современном обществе все граждане, получая образование, проходят через систему образовательных учреждений. Школа должна сформировать у ребенка негативное отношение к данному социальному явлению, выработать положительную мотивацию на здоровый образ жизни.
Основополагающим документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов и учреждений системы образования в профилактике наркомании, является Концепция профилактики употребления психоактивных веществ. Концепция утверждена Правительственной комиссией в 2000 г. и рекомендована для использования в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с общественными организациями, министерствами и ведомствами, которые работают с детьми, разработало научно-методическое обеспечение антинаркотической, профилактической и реабилитационной работы с обучающимся в образовательных учреждениях. Снабдило образовательные учреждения учебно-методическими пособиями по проблемам профилактики наркозависимости. Финансирование первичной профилактики в настоящее время ведется по линии образования.
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социально статуса учащегося. Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказания квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации.
Профилактика, лечение, и реабилитация – это взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно это и есть реабилитация, которая представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации.
Место педиатров в профилактике ПАВ – это в первую очередь выявление тех детей, которые склонны к их потреблению (группа риска) или уже имеют практику употребления. Комитетом здравоохранения области издан приказ, продублированный департаментом здравоохранения г.Курска, в котором говорится о том, что медицинские работники всех уровней при выявлении потребителя ПАВ обязаны письменно доложить об этом в наркологическое учреждение.
В Курской области проблема потребления психоактивных веществ также, как и в стране, стоит остро. На учете и профилактическом наблюдении наркологических учреждений на 1 января 2015 года находилось 329 несовершеннолетних. Из них больных алкоголизмом - 1 , наркоманией – 2, токсикоманией – с вредными последствиями потребления алкоголя – 266, наркотиков – 30, токсических веществ - 26.. С учетом того, что в поле зрения наркологов попадает лишь 8-10% потребителей, цифры довольно значительные.
Профилактическая деятельность в Курской области строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая работа и реабилитационная работа касается явных случаев потребления психоактивных веществ.
В настоящее время преподаватели не имеют современных знаний по вопросам профилактики наркомании, а их переподготовка идет очень медленно. И сегодня возникает проблема, как педагогу определить, какой ребенок потребляет наркотики и в каком состоянии он пришел на урок? К сожалению и среди основной массы медицинских работников понятие о потребителях наркотиков, симптомах заболевания и способах обнаружения признаков этой болезни очень расплывчато. В этой связи наркологической службой комитета здравоохранения области практикуется методика доведения основ наркологических знаний до работников медицинских и образовательных учреждений путем проведения с ними семинарских занятий.
Основы наркологических знаний необходимы и родителям, которые больше других контактируют с ребенком. Зачастую они приводят своих детей на прием к врачу с запущенными формами заболевания.
Ниже приводится тест, с помощью которого родители могут протестировать своего ребенка на предмет возможного употребления им психоактивных веществ.
ТЕСТ << ДЕТИ И НАРКОТИКИ>>
Если вы заметили: Баллы
года. 50
общественная жизнь в школе. 50
4. Утаивание вызовов родителей в школу. 50
5. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным
занятиям. 50
драках, воровстве. 50
состоянии опьянения. 100
дискотеках и вечерах. 100
сбытом наркотиков. 300
10. Другие противоправные действия, совершенные в состоянии
опьянения, включая алкогольное. 100
11. Совершение кражи. 100
12. Пропажу из дома денег, ценностей, книг, одежды. 100
13. Частое выпрашивание денег у родителей и родственников. 50
14. Пропажу одежды, дискет, аппаратуры. 150
15. Наличие значительных сумм денег из непонятного источника.300
16. Частую непредсказуемую, резкую смену настроения. 50
17. Негативизм, критическое отношение к обычным вещам и
событиям. 50
18. Самоизоляцию, уход от участия в семейных событиях. 50
19. Уединенность, задумчивость, длительное прослушивание
магнитофонных записей. 50
20. Нарастающую лживость. 100
21. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения. 50
22. Избегание общения с домашним окружением. 50
23. Гневливость, агрессивность, вспыльчивость, потерю энтузиазма 50
24. Нарастающее безразличие, безинициативность. 100
25. Высказывания о бессмысленности жизни. 100
26. Нарушения памяти, неспособность мыслить логически. 100
27. Частые простудные заболевания. 50
28. Потерю аппетита, похудение. 50
29. Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене
одежды. 100
30. Внешний вид нездорового человека: бледность, отечность,
покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы
от уколов. 300
31. Частые синяки, порезы. 50
32. Появление татуировок, следов ожогов сигаретой, порезов
на предплечьях. 100
33. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся
необъяснимой энергичностью. 100
34. Утверждение подростком своего права на употребление
спиртного, наркотиков. 300
35. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша
на одежде. 300
36. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки. 200
37. Потерю памяти на события, происходящие в период
опьянения. 300
38. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды,
марганцовки, растворителей, ацетона, уксусной кислоты. 300
39. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы,
особенно когда эти вещи скрываются. 300
40. Пренебрежение к домашним правилам. 50
41. Незаинтересованность в домашних делах. 50
42. Безучастность к семейным торжествам. 50
43. Нарастающую напряженность в семейных
взаимоотношениях 50
44. Стремление не ночевать дома. 100
45. Скрытность. 50
Если вы нашли более десяти признаков, а суммарная оценка превышает 2000 баллов, то вам необходимо обратиться за консультацией к наркологу или психотерапевту (в районах области – наркологический кабинет ЦРБ, в г. Курске – областная наркологическая больница, ул. Дружининская, 2., тел. 54-72-90, 54-72-91 ).